Паспорта опасных отходов – требования, порядок оформления, форма заполнения.
Паспорт опасного отхода - это документ, содержащий информацию о классе опасности отхода для окружающей среды и основные физико-химические характеристики отхода. Паспорт оформляется на каждый конкретный вид опасного отхода на основании данных о составе и свойствах отхода, а также оценки его опасности. Перечень опасных отходов предприятия, для которых необходимо разрабатывать паспорта, определяется инвентаризацией.
Разработка основывается на требованиях Закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», все Индивидуальные предприниматели и Юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны отнести свои отходы к конкретному классу опасности. На основании данных о составе отходов и оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляются паспорта отходов I — IV классов опасности.
Паспортизация отходов I — IV классов опасности проводится в соответствии с постановлением Правительства №712 от 16.08.2013 «О порядке проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности».
Разрабатывается паспорт на каждый, вид отходов, образующихся на объекте.
Все отходы подразделяются на 5 классов опасности по степени вредного воздействия на окружающую среду:
I класс - чрезвычайно опасные;
II класс - высокоопасные;
III класс - умеренно опасные;
IV класс - малоопасные;
V класс - практически неопасные отходы.
Для отходов V класса опасности паспорта не разрабатывают, но оформляют протокол биотестирования, чтобы подтвердить отнесение данного типа отхода к данному классу.
Услуга: Паспорта опасных отходов I-IV класса опасности.
Срок разработки: паспорта опасного отхода - от 10 дней.
Стоимость разработки: паспорта опасного отхода - от 2500 руб.*
Срок действия: паспорта отхода не ограничен (БЕССРОЧНО).
Срок проведения: химического анализа (КХА) - от 7 дней.
Срок биотестирования - до 10 дней.
Обращаем!!! Ваше внимание на существенные изменения в порядке паспортизации отходов с 01 августа 2014 года! Росприроднадзор утвердил новый федеральный классификационный каталог отходов (новый ФККО 2014).
Паспорта отходов утверждаются руководителем юридического лица и направляются в Департамент Росприроднадзора с получением входящего номера на экземпляре заявления природопользователя.
Паспорт по объему документ небольшой, но комплексный, содержащий значительный объем информации об отходе. В его состав в обязательном порядке входят такие данные, как:
• наименование отхода и его код, определенный по ФККО;
• наименование того процесса, следствием которого стало образование рассматриваемого отхода;
• описание компонентного состава исследуемого вида отхода;
• сведения о его агрегатном состоянии;
• данные химического анализа состава отхода (обязательно выполненного аккредитованной лабораторией);
• перечень опасных свойств, характерных для данного вида отхода;
• предлагаемые рекомендации по безопасному обращению с отходом;
• непосредственно сведения о самом предприятии, на котором данный отход образовался.
Для организации хранения и учета копий паспортов отходов I-IV классов опасности, включенных в ФККО, хозяйствующему субъекту необходимо в уведомительном порядке на бумажном носителе в органы Росприроднадзора в соответствии с Порядком паспортизации и посредством ведомственной государственной информационной системы «ПТК Госконтроль» - Модуль «ГКО» (https://gko.fsrpn.ru/) предоставить копии паспортов отходов I-IV классов опасности и материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности.
ПРИМЕЧАНИЕ: Росприроднадзор не принимает объяснения следующего рода:
- "Мы уносим мусор (отходы) домой";
- "У нас нет мусора (отходов)";
- "Мы не мусорим";
- "За нас все делает арендодатель";
- "У нас есть договор на вывоз/сбор ТБО";
- "Мы работаем дома".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" паспорт должен содержать следующие сведения:
1. вид отхода;
2. код и наименование, по федеральному классификационному каталогу отходов, ФККО;
3. наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, свойства, с указанием наименования исходного товара или процесса, в результате которого товар (продукция) утратил свои потребительские свойства, с указанием наименования исходного товара;
4. химический и (или) компонентный состав отхода, в процентах;
5. агрегатное состояние и физическая форма: твердый, жидкий, пастообразный, шлам, гель, эмульсия, суспензия, сыпучий, гранулят, порошкообразный, пылеобразный, волокно, готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства, иное;
6. класс опасности.
В настоящее время работу по контролю паспортизации опасных отходов проводит Росприроднадзор, в территориальное управление которого направляются разработанные паспорта (в уведомительном порядке).
Индивидуальные предприниматели и Юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления»
Паспорт отхода разрабатывается для отходов I–IV классов опасности.
Отходы V класса не подлежат паспортизации.
Форма паспорта опасного отхода и порядок паспортизации отходов определены в соответствии с постановлением Правительства РФ «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» от 16.08.2013 №712 (далее Порядок паспортизации) (постановление вступило в законную силу в силу 01.08.2014 года).
Классификационные признаки отходов в закодированном виде, такие как агрегатное состояние и физическая форма, происхождение, условия образования, класс опасности, а также наименование отхода и принадлежность к определенной группе отходов сведены в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее ФККО) (утв. Приказом Минприроды РФ от 18.07.2014 №445, документ вступил в законную силу 01.08.2014 года).
Этапы разработки и сдачи паспортов отходов
В среднем же надо ориентироваться на срок от 5 до 30 дней. Оперативность зависит от быстроты предоставляемых исходных данных и загруженности лаборатории.
Далее копии паспортов, заверенные директором организации, отправляются почтовым отправлением или предоставляются лично под роспись в территориальный орган Росприроднадзора, на бумажном носителе в комплекте с сопроводительным письмом. Туда же прикладываются материалы обоснования: протоколы лабораторных исследований, технический регламент и прочие документы.
В случае если вид отхода включен в ФККО, Росприроднадзор принимает пакет документов по паспортизации в уведомительном порядке.
В том случае, если отход не зарегистрирован в ФККО и БДО, то подтверждение класса опасности для отхода длится в течение 90 дней. Фактически же сроки могут быть гораздо продолжительнее (год и более).
Ответственность за отсутствие паспортов отходов.
Оформление паспортов I-IV классов опасности
В независимости от размеров организации или предприятия, каждой из них необходимы паспорта опасных отходов 1-4 классов опасности, если она в процессе деятельности вырабатывает отходы. Данные документы необходимы на всех этапах обращения с отходами: транспортировка, захоронение, использование, обезвреживании, утилизация. К тому же компания, осуществляющая вывоз и захоронение отходов на полигон, не сможет заключить договор без паспортов. В этом случае она рискует потерять свою лицензию.
Паспорта отходов помогают разработать эффективную экологическую, экономически прибыльную программу производственного контроля в сфере обращения с отходами. Паспорта опасных отходов являются основой для проведения лицензирования и сертификации деятельности, обеспечивая информативное обеспечение органов власти.